Перейти к содержанию

Донецкий аэропорт: история длиною в десятки жизней и 242 дня

Донецкий аэропорт 26 мая 2014 года началась оборона Донецкого аэропорта (ДАП), которая продлилась 242 дня. Десятки погибших, разрушенные здания, рухнувшая диспетчерская вышка и взорванные терминалы – за это время было слишком много потерь. 21 января 2015 г стало последним днем ДАП. 
В день годовщины окончания обороны Донецкого аэропорта, вспомним о героических подвигах простых людей, о событиях, которые изменили нашу реальность, о том, с чего все начиналось и как шла оборона аэропорта. 

Донецкий аэропорт был построен еще в далеком 1933 г. (тогда он назывался аэропорт «Сталино») и успешно функционировал до 6 мая 2014 г. В этот день по распоряжению Государственной авиационной службы Украины прием и выпуск воздушных судов был временно приостановлен. Как оказалось позже — возобновить работу аэропорт уже не сможет…

В свое время аэропорт принимал все виды самолетов, а длина взлетной полосы составляла 4 км. Пропускная способность терминала достигала 3100 пассажиров в час. Так, по данным за 2013 г., годовой пассажиропоток составил там около 1,1 млн человек. 

В 2012 г. аэропорт реконструировали, построили еще один терминал, после чего присвоили воздушным воротам Донецка имя композитора Сергея Прокофьева. В ночь с 25 на 26 мая 2014 г. в Донецкий аэропорт вошли вооруженные боевики так называемой «ДНР». Именно с этого рокового момента и начался отсчет битвы за ДАП. А уже 3 июня того же года Госавиалужба отозвала сертификат эксплуатанта аэропорта.

Так выглядел Донецкий аэропорт до войны. Видео сделано в январе 2013 г.


Как все начиналось – 26 мая 2014 г.
Около трех ночи 26 мая в аэропорт приехала группа боевиков, которые потребовали вывести украинских военных, охранявших внутренний периметр объекта. Чуть позже туда высадился десант украинских силовиков, а власть выдвинула боевикам ультиматум, потребовав оставить аэропорт до 13:00; требование, правда, так и осталось без ответа. 

В 11:00 стороны вступили в вооруженный конфликт. По некоторым данным, в тот день боевики понесли масштабные потери (в разных источниках называются цифры от 40 до 100 погибших). Около семи вечера вместе с ранеными они отступили из аэропорта, загрузившись в два автомобиля и направившись к центру города. 

Почти сразу аэропорт стал горячей точкой на карте боевых действий. Ведь с тех пор отряды «ДНР» и российских войск регулярно пытались захватить ДАП, который был для них стратегически важным объектом. Если бы аэропорт пал под натиском противника, боевики могли бы овладеть Песками и Авдеевкой, однако, благодаря украинским военным, они так и не продвинулись в этом направлении. 

«26 мая подразделения армейского спецназа при поддержке боевой авиации нанесли удар по террористам, которые пытались взять под контроль международный аэропорт Донецка. Была задействована штурмовая и армейская авиации, проведена высадка десанта. Украинские подразделения действовали быстро и эффективно — были убиты около 45 боевиков, еще несколько десятков ранены. Треть батальона «Восток» была уничтожена силами АТО. В рядах боевиков началась паника, некоторые лидеры террористов поспешно покинули город. Украинские подразделения закрепились в районе аэропорта». — СНБО (Совет национальной безопасности и обороны Украины)
Украинские военные удерживали аэропорт весь май, а после и все лето. Но осенью боевики получили от России новое оружие, а именно реактивные системы залпового огня «Град», и начали активное наступление по всем фронтам. Также они атаковали танками Т-72 и минометами «Тюльпан». Наступление на украинские позиции почти непрерывно шли весь сентябрь. В это же время украинские бойцы оказались в Иловайском котле.

Именно тогда и рождается история «киборгов», причем так наших бойцов прозвала вражеская сторона. 
В соцсетях широко цитировали следующий рассказ:«Прибился к нам на работу беженец с Донецка… Один из его бывших сотрудников напился стекломоя и пошел воевать за «ДНР». Звонит наш беженец сегодня узнать как дела этому кренделю. Через минуту разговора зовет всех и включает громкую связь. Далее вещает боец «Новососсии»: говорит, я, блин, не знаю кто защищает Донецкий аэропорт, но мы их три месяца выбить не можем. Пробовали штурмовать – нам таких вломили – мы отошли. Начали накрывать «градами» – они ныряют в подземные коллектора канализации… Решили коллектора залить стоками канализации. Зафигачили «градами» – они под землю, мы заливаем коллектора. И, типа, захватываем территорию аэропорта. Они по коллекторам перебрались аж до Авдеевки, поднялись наверх, вернулись по верху в аэропорт и опять нам наваляли и нас выгнали. При этом захватили наше оружие, нашу технику и взяли у нас несколько десятков пленных… Я, говорит, не знаю, кто там сидит, но это не люди – это киборги»
5 сентября на переговорах в Минске было подписано соглашение о временном перемирие на востоке Украины, после которого боевики только активизировали наступление. 15 сентября в бою около аэропорта погибло трое воинов АТО, еще несколько получили ранения. По данным СНБО, ДАП в тот день штурмовало около 200 боевиков. После 17 сентября наступление стало особенно сильным, враг несколько раз предпринимал попытки захватить аэропорт и вел обстрел с помощью пяти танков из донецкого микрорайона Азотный и городка Курахово.
Только за одни сутки 1 октября было осуществлено четыре атаки на аэропорт. Во время одной из них боевикам удалось прорваться к терминалам. Спустя два дня появилась информация, что часть старого терминала ДАП охвачена пожаром, также сгорел склад горюче-смазочных материалов. После контратаки украинских военных боевиков удалось оттеснить за исходные рубежи. Интенсивные атаки на аэропорт не прекращались весь октябрь.


Фото: Getty
В начале ноября военные полностью зачистили одно их помещений нового терминала (на втором этаже), в котором раньше находились боевики. После этого соединенные подразделения десантников и разведчиков подняли над аэропортом три украинских флага, несмотря на постоянный обстрел из тяжелой артиллерии и «Градов».


Поднятие флага Украины над новым терминалом ДАП. Видео 18+  YouTube.com/Taras Korniyuk

С 30 ноября по 11 декабря постепенно происходила ротация киборгов, которые не сдавали позиции Донецкого аэропорта. Утром 1 декабря был взорван старый терминал. В СМИ сообщалось, что военные специально подорвали терминал, выполняя приказ командования, а сами отошли к новому, но на брифинге в СНБО эту информацию опровергли и заявили, что специально спланированного подрыва терминала не было, а в указанном районе идут ожесточенные бои.

Позже стало известно, что старый и новый терминалы практически разрушены, однако киборги продолжают держать оборону. Финальная волна противостояний началась в 2015 г. буквально после Рождества.
13 января в результате массированных обстрелов рухнула диспетчерская вышка, которая в народе уже стала символом обороны аэропорта. Позже появилось уточнение – конструкцию разрушили до пятого этажа. Тогда же боевики выдвинули ультиматум киборгам – оставить аэропорт или погибнуть. Украинские военные отказались отступать, бои становились все более ожесточенными. Военное командование взяло дело под личный контроль. После длительных боев нападающие (боевики и российские военные, в частности, по некоторой информации, псковские десантники) понесли существенные потери, а украинские военные продолжали контролировать территорию. 

15-16 январяЧасть помещений нового терминала ДАП захватили боевики, однако позже они были выбиты. 
17 январяНачался ожесточенный бой, киборгов обстреливали из «Градов», атака стихла только на следующий день.18 январяТерриторию аэропорта практически зачистили от врага. В тот же день в результате боев был разрушен Путиловский мост.19 январяБоевики снова пошли в атаку и подорвали часть перекрытий второго этажа, из-за чего многие украинские военные получили ранения. Враг пробрался внутрь здания, заминировал несущие колоны и подорвал центральный зал нового терминала, фактически похоронив многих киборгов под обломками.22 январяВ ночь с 21 на 22 января здание нового терминала полностью рухнуло. Последние украинские защитники покинули ДАП.
«Там – лунная поверхность. И вся территория простреливается. Боевики подорвали опоры нового терминала», -Владислав Селезнев, Спикер Генштаба ВСУ
242 дня мужественной обороны Донецкого аэропорта подошли к концу. 
242 дня, которые разделили для многих жизнь на «до» и «после». 
242 дня побед и потерь.
242 дня жутких и трагических событий.
242 дня, после которых история аэропорта так и не закончилась.

От Донецкого аэропорта мало что осталось. 29 января 2015 г. главнокомандующий ВСУ Виктор Муженко сообщил, что военные не могли в дальнейшем осуществлять оборону аэропорта и были вынуждены отойти на полтора километра от полосы. Он отметил, что после постоянных обстрелов аэропорт потерял свое стратегическое значение, а помимо здания была разрушена и взлетная полоса. 

Зато удалось стабилизировать обстановку в районе населенных пунктов Еленовка, Пески и Авдеевка. 

3 февраля 2015 г. стало известно, что пропавшими без вести считаются 28 военных. Обстрелы на территории аэропорта продолжались. Тела павших украинских бойцов находили под завалами еще в конце февраля. 

В марте 2015 года на место сражения прибыла мониторинговая миссия ОБСЕ. 30 марта сотрудники миссии зафиксировали обострение ситуации в аэропорту, там снова наблюдались активные боевые действия. 


Фото: AFP| Алексей Филиппов
История украинских киборгов не закончилась с подрывом нового терминала. Бои в аэропорту продолжались еще долгие месяцы. В октябре 2017 г. украинские военные сообщили, что взлетная полоса и окраины аэропорта полностью находятся под их контролем.


Май 2015 г. Так выглядел Донецкий аэропорт с воздуха после активных боевых действий.
Что касается числа погибших в боях за Донецкий аэропорт, то периодически называют разные данные. Как заявил глава Генштаба ВСУ, генерал Виктор Муженко (в интервью Радио Свобода 16 октября 2015 года), в результате боев за ДАП погиб 101 военнослужащий, ранены 440, пропали без вести 9. А по подсчетам военного эксперта Александра Кривоносова, за время пребывания украинских военных в ДАП погибли более 200 бойцов, а ранено более 500.
«Навеки войдет в историю Украины подвиг киборгов Донецкого аэропорта, превзошедший славу 300 спартанцев, несокрушимость и стремительность «Черной бригады», стойкость, мужество и непобедимость всех воинов – пехотинцев, танкистов и артиллеристов, представителей других родов войск, боевого и материально-технического обеспечения, которые, ежеминутно рискуя жизнью, надежно стоят на защите не только своего Отечества, но и всей демократической Европы», — Петр Порошенко, Президент Украины
«Это была главная задача и Вооруженные Силы ее выполнили. Оборона ДАП стала примером героизма не только для всего личного состава Вооруженных Сил, но и для армий других стран. Примером того, что небольшая по численности группировка способно противостоять превосходящим силам врага, усиленным элитными российскими спецподразделениями», — Виктор Муженко ,Начальник Генерального штаба, Главнокомандующий ВСУ
«Сутки в донецком аэропорту — рядом и в нем. И знаете …, когда их называют киборгами — люди и на секунду не представляют, НАСКОЛЬКО это похоже на правду. Человек из плоти и крови… Как выжить в таких условиях, — я не знаю. Но выживают. И защищают. И воюют. И уничтожают», — Юрий Бирюков, Советник президента Украина
15 января 2018 г. Генеральный штаб Вооруженных сил Украины опубликовал видео в честь годовщины трагических событий, в ходе которых украинские герои 242 дня мужественно защищали ДАП.


ДАП. Пам`ятаємо  Видео: Генеральний штаб ВСУ
Подвиг, который совершили украинские киборги – это история новой Украины. История, созданная на боли и крови, на победах и взлетах. Современные реалии диктуют жесткие условия, мирные территории оказываются погрязшими в войне, а простые парни вынуждены стать нашими героями. Героями, которые защищают родину ценой собственных жизней.


Фото: Getty

Украинские военные в ДАП, Видео: ТРК Украина
На этом видео украинские силовики, которые обороняют ДАП, в декабре 2014 года рассказывают о сражениях за аэропорт, частоте обстрелов, ротациях и условиях жизни в зоне боевых действий.
Источник: segodnya.ua

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *