Перейти к содержанию

ВЕСЕЛЫЕ ЗАПОРОЖЦЫ

козаки Эта картина является  самым  известным  живописным произведением  с изображением  запорожских  казаков.  Причем  ее  слава  зиждется не  столько  на  исторической  достоверности, сколько на настроении.  Современники  называли полотно  Ильи  Репина  Запорожцы  пишут  письмо  турецкому султану, написанное в 1880 году, атласом смеха или симфонией  человеческого  хохота,  ведь все  изображенные  на  картине персонажи смеются по-разному.
Такое разнообразие русский живописец,  родившийся  в  городе Чугуеве  Харьковской  губернии, подсмотрел в жизни — прототипами рисованных казаков стали реальные  люди,  современники Репина, достаточно известные в тогдашней Российской империи.
Основой  замысла  послужил еще  один  заметный  “персонаж” того  периода  —  литературный артефакт,  называемый  Письмо запорожцев  турецкому  султану.  Этот  текст,  датированный XVII веком, большинство историков считают позднейшей фальсификацией. Он является якобы ответом казаков Запорожской Сечи на реальный письменный призыв к ним турецкого султана Мухаммада IV, требовавшего покориться  ему  как  “владыке  всего  мира и наместнику бога на земле”.
Запорожцы во времена Мухаммада  славились  своими  лихими рейдами против Османской империи и призыву не вняли. Но писем ему, скорее всего, не писали. Вместо них это позже сделали неизвестные  авторы,  создавшие  “ответ” султану.  Документ,  пересыпанный забористыми выражениями в адрес турка а-ля “усього світу й підсвіту блазень”, “самого гаспида онук” и “нашого х…  я крюк”, получил  известность  и  подтолкнул Репина  изобразить  момент  его “сочинения” запорожцами. Но если само Письмо читается легко, то работа художника над “экранизацей”  шла  невероятно трудно, растянувшись более чем на десять лет. Результатом стали два варианта картины и множество эскизов.
Сам Репин не очень любил, когда его Запорожцев сводили лишь к панораме народного веселья, — он вкладывал в полотно высокую идею. “Наше Запорожье меня восхищает этой свободой, этим подъемом  рыцарского  духа,  —  писал художник. — Когда целыми тысячами славяне уводились в рабство сильными  мусульманами,  когда была  поругана  религия,  честь  и свобода,  эта  горсть  удальцов  не только  защищает  всю  Европу  от восточных  хищников,  но  грозит даже их сильной тогда цивилизации и от души хохочет над их восточным высокомерием”.

Полную версию статьи читайте в «Корреспонденте» на ej.ua. Ищите нас на Facebook в Twitter и ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *